Медицинские услуги связаны с сохранением самой главной ценности — человека, его жизни и здоровья. Этим обусловлено значение оказывающих их организаций для общества и огромные, прежде всего государственные инвестиции в этот сектор экономики.

Аудит, с его бизнес-ориентированным контролем рисков, применим не только в производственно-сбытовой, коммерческой медицинской деятельности, такой как фармацевтика (аудит аптек) и платные медицинские услуги (аудит медицинских центров), но и в некоммерческой, в частности, в области государственного здравоохранения. Аудит медицинских организаций имеет ряд особенностей, связанных со спецификой этих организаций и их деятельности.

Современное медицинское учреждение — это высокотехнологичное, сложное в управлении образование. В нём функционируют отделения различного профиля, находящиеся в постоянном взаимодействием друг с другом, а также с внешними профильными учреждениями. Аудит медицинских учреждений позволит выявить существенные недостатки деятельности и позволит найти новые возможности и пути решения проблем, стоящих перед медицинским учреждением, а также разработать долгосрочную программу развития.

Под аудитом в здравохранении принято понимать проверку независимыми специалистами системы организации и оказания медицинских услуг, а также системы планирования, управления, обеспечения и улучшения качества.

Наш диагностический аудит (так называемый Gap-analysis) позволяет:

предоставить руководству организации объективную характеристику сильных и слабых сторон действующей документации и практики менеджмента, причины проблем и риски;

обосновать мероприятия по совершенствованию системы менеджмента, определить необходимые ресурсы, распределение полномочий и ответственности;

сформировать детальный план-график внедрения требований и подготовки к сертификации системы менеджмента по международным стандартам;

принять вам взвешенное решение о целесообразности привлечения консультантов на консалтинг или о достаточности собственных ресурсов для воплощения планов.

В качестве критериев диагностического аудита будут использованы требования документы МОЗ Украины (МОЗ Украины 20.12.2013 г. № 1116, Постанова Кабінету Міністрів України «Про затвердження Порядку акредитації закладу охорони здоров'я» від 15.07.1997 № 765 (із змінами і доповненнями) и др.) и международный стандарт ISO 9001, и его украинский аналог, а также корпоративные требования самой организации.

Среди целей аудита принято выделять:

проверку существующей на предприятии либо в иной организации системы управления;

определение того, насколько данная проверка соответствует требованиям внедренного стандарта;

разработка недостающих документов;

оптимизация и улучшение процессов управления.

Источниками информации при подготовке к проведению аудита в здравоохранении являются:

нормативные правовые акты по здравоохранению;

результаты предыдущих проверок и материалы проверок других контрольных органов;

показатели производственной деятельности;

материалы средств массовой информации;

обращения граждан;

другие источники.

В процессе проведения аудита эффективности функционирования учреждения здравохранения аудиторы осуществляют:

анализ нормативных правовых актов, регулирующих предоставление гражданам медицинской помощи;

анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность объекта аудита эффективности;

анализ организационной структуры объекта;

анализ штатной структуры объекта;

анализ материально-технической базы объекта (здания, сооружения, оборудование, автотранспорт и пр.);

анализ технологий оказания медицинской помощи населению;

анализ результатов работы объекта;

собеседование и опрос руководителей и сотрудников объекта аудита.

При этом целесообразно проверить:

полноту исполнения требований законодательных, нормативных правовых актов по оказанию медицинской помощи и реализации прав граждан на такую помощь;

действенность внутреннего и внешнего контроля за качеством медицинской промощи.

В аудиторском цикле существует два основных вида деятельности: аудит на адекватность, в ходе которого определяется отвечает ли система документации (документированная система) требованиям по ссылочным (справочным) критериям – обычно отраслевым требованиям и требованиям стандарта ISO 9001:2000, и аудит на соответствие, когда аудитор верифицирует внедрение и результативность документированной системы.

Отсюда вытекают цели аудита:

ознакомиться с предприятием, всеми циклами его жизнедеятельности;

собрать данные для проведения анализа;

подготовить платформу для внедрения прогресивных технологий.

Организация и проведение проверки. Вначале проводится предварительное совещание с руководящим составом, на котором руководитель проверки сообщает о целях, объеме, плане и методике проверки, представляет аудиторов. На этом совещании определяются формы взаимодействия между аудиторами и персоналом подразделения (предоставление необходимых документов, информации, средств измерения и т.д.), за отдельными направлениями плана проверки закрепляются соответствующие специалисты подразделения, согласовывается дата итогового совещания.

В ходе проверки аудитор должен получить информацию, на основе которой можно будет сделать обоснованные выводы по следующим направлениям:

состояние проверяемого объекта (процедуры, процесса, продукции) и причины несоответствий;

наличие, правильное понимание и применение персоналом «Положения о подразделении», должностных инструкций, стандартов предприятия (СтП), рабочей документации;

соответствие применяемых СтП и технической документации целям предприятия в области качества.

Все наблюдения фиксируются и анализируются. После сбора и накопления информации о состоянии объекта проверки, аудитор проводит анализ и обобщение результатов с тем, чтобы выявить фактические несоответствия и выработать рекомендации и мероприятия по их устранению.

Основная работа по подготовке к аудиту ложится на руководителей подразделений. Для каждого отдельно взятого подразделения необходимо в итоге четко установить, как организована работа внутри подразделения и что обязаны делать сотрудники подразделения, чтобы обеспечить эффективную работу в системе.

В этой связи руководители подразделений, включенных в СМК, должны:

Точно сформулировать функциональные обязанности подразделения (опросный лист)

Составить перечень всех используемых внутри подразделения документов, форм, журналов. А также предоставить их копии (если есть – в электронном виде).

Представить структуру подразделения, составить перечень должностей подразделения.

Перечислить проблемы, недостатки, которые затрудняют качественное выполнение производственных работ (опросный лист).

Предложить улучшения, которые позволят повысить качество выполнения работ.(опросный лист).

После окончания проверки и до подготовки отчета проводится итоговое совещание. Его основная цель - представить и разъяснить все заносимые в отчет результаты проверки, согласовать сроки проведения необходимых мероприятий. Протокол совещания приобщается к материалам проверки. На совещании по всем выявленным несоответствиям даются необходимые пояснения для того, чтобы обеспечить четкое понимание руководством подразделения существа несоответствий, их важности и влияния на стабильность качества продукции, услуг, процессов. Здесь же выясняется, насколько случайный или систематический характер имеют эти несоответствия, рассматриваются рекомендации по совершенствованию документации системы качества и разработке корректирующих мер.

Ответственность за составление отчета, его точность и полноту несет руководитель проверки. Форму отчета следует, насколько возможно, формализовать. Аудиторское заключение включает в себя:

Сведения об аудиторе.

Сведения об аудируемом лице: наименование, организационно-правовая форма и место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации.

Вводную часть.

Описательную часть аудиторского заключения.

Выводы.

Подпись аудитора.

В разделе «Выводы» дается оценка того, насколько проверяемое подразделение способно обеспечить потребителей качественной медицинской услугой.